Организация исследования.

Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года.

Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в возрасте 8-12 лет, 40 человек в возрасте 13-16лет.

Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в школьных кабинетах. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.

Исследования проводилось в несколько этапов:

· Первый этап: тестирование испытуемых по тесту дивергентного (творческого) мышления; (Приложение №1)

· Второй этап: тестирование испытуемых по опроснику творческих характеристик личности; (Приложение №2)

· Третий этап: тестирование испытуемых по методике «Запомни и расставь точки» (Приложение№3)

· Четвертый этап: количественный и качественный анализ полученных данных, включал в себя, в том числе:

1. обработку данных по t–Стьюдента для выявления достоверности различий между двумя группами учащихся,

2. корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи между творческими способностями и познавательными процессами личности.

Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось по коэффициенту ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследуемой группе детей.

Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги.

При составлении сводной таблицы результатов тестирования нами был применен для удобства статистической обработки следующий метод: данные по месту обучения были оценены по баллам.

Образование:

- в общеобразовательной школе – 0 баллов;

- в Детской школе искусств – 1 балл.

Здесь и далее знак "*" обозначает 5%-ый уровень статистической значимости, а знак "**" - 1%-ый.

Прочие материалы:

Выводы.
Проведя эту научно-исследовательскую работу, я узнала и открыла для себя много нового в плане общения с матерью, о роли семьи в жизни человека. Мать для ребенка это самое первое и светлое, что он видит перед собой после рождения. Мать – ...

Проблемы периодизации психического развития
Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во време ...

Физиологические основы внимания
Существенные основы для раскрытия физиологического механизма внимания заложены в учении Павлова о центрах оптимальной возбудимости, а также в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Согласно установленному И. П. Павловым закону индукции нерв ...