Определение понятия творческих способностей

Страница 6

Понимая, что высокие показатели креативности еще не га­рантия высоких творческих достижений в дальнейшем, они лишь свидетельство высокой вероятности их появления, напоминающую модель Дж. Рензулли, состоящую из трех услов­но пересекающихся окружностей, соответствующих творчес­ким способностям; творческим умениям; творческой мотива­ции. Максимальный уровень творческих достижений возмо­жен при сочетании всех трех факторов.

Другой модифицированный и дополненный вариант Дж. Рензулли предлагает Дж. Фельдхьюсен,[25] он разработал модель одаренности, включающую интеллектуальные и лич­ностные факторы:

· выдающиеся общие способности;

· специальные таланты в какой-либо области;

· я-концепция;

· мотивация.

По его мнению, в основе общей одаренности лежат общие способности, включающие:

· способность хорошо мыслить, эффективно перерабатывать информацию;

· достигать понимания;

· решать проблемы;

· использовать метакогнитивные системы.

Я - концепция и самоуважение, по Дж. Фельдхьюсену, явля­ется компонентом одаренности и таланта, которые при нали­чии других личностных и социальных факторов способствуют реализации одаренности и таланта. Дж. Фельдхьюсен считает, что многие компоненты одарен­ности поддаются развитию, и это развитие может быть оптимизировано (Дж. Фельдхьюсен, 1989).

Согласно многофакторной модели одаренности, разработанной К. Хеллер [29] и сотрудниками, высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения. Одаренность, в данной концепции, понимается как индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные и психомоторные возможности (К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд, 1991).[33]

Фундаментальное, интегральное личностное свойство, обо­значаемое как «творческая одаренность» (А. М. Матюшкин, Торренс и др.), «человеческий потенциал» (Дж. Рензулли и др.) можно назвать «одаренностью». [26]

Данное понятие указывает на то, что это некая универсальная, потенциальная возможность реализации личности в творчестве. Одаренность как система включает в себя ряд компонентов. В основе теоретической модели одаренности лежит ставшая традиционной природа факторов, впервые выделенных Дж Рензулли: креативность, способности выше среднего уров­ня мотивация. К этим факторам присоединяются три основные сферы: психосоциальная, когнитивная и физическая. Они представляют обычно выделяемые, относительно автономные сферы, в которых проявляется одаренность. Характеризующие выделенные факторы, компоненты мо­дели, представляющие собственно психический уровень, который не­обходимо рассмотреть более подробно.

Креативности, как одному из основных ком­понентов, отводилось и отводится важное место в структуре одаренности. Уровень развития интеллекта признавался мно­гими исследователями как необходимое, но недостаточное условие Г. Хилдрет (1966), [20] анализируя развитие понятия «одаренность», пишет: «Первые определения одаренности связаны с коэффициентом интеллектуальности. Определение одаренности сегодня шире и основано на многообразии измерительных свойств и более совершенных, гибких понятиях необычных способностей и возможностей, включающих тип не только «хо­рошего ученика», «но и креативного и оригинального».

П. Торренс под креативностью понимал «процесс, состав­ные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модифика­ция, а также сообщение результатов.[32]

При этом в качестве синонимов «креативности» использовались термины «творческое мышление», «творческое воображение» (без учета специфики соответствующих процессов). Это отразилось и на подборе тестовых заданий. Так, для определения уровня развития креативности предлагались задачи на творческое мышление (например, классификация наборов предметов, фигур и букв и др.) и воображение (например, дорисовывание фигур).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Основные теории личности
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.Так, РС Немов насчитывает 48 теорий личности, каждая из которых м/б оценена по 5ти параметрам, рассмотрим наиболее известные: - по способу объяснения пове ...

Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков
Много исследований было посвящено изучению проблем подростков, возникающих с наступлением переходного возраста. Но и сегодня педагогам и родителям приходится сталкиваться с различными формами непослушания (упрямство, грубость, агрессивнос ...

Игрушка – элемент культуры
Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Образно говоря, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания. Почему ...