Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников

Психология развития » Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников » Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников

Страница 2

В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

На основе полученных результатов выделяются мотивы:

Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.

Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.

Отметка: мотив получения высокой отметки.

Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.

Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.

Внешний: "внешний" по отношению к учёбе (подчинению требованиям взрослых)

Исследование мотивационной готовности ребенка к школе.

(Диагностическая беседа).

Данная методика решает задачу выявления степени развития у шестилетних детей мотивационной готовности к школе. Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения, выделяет важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ними обязанностей. Данная методика включает в себя cледующие задачи:

определить у ребенка желание учиться, желание занять новую социальную позицию, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности.

определить познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности.

Данная методика имеет 4 блока заданий. Ответы на каждый блок анализируются. Устанавливаются 3 уровня мотивационной готовности: 1 - высокий, 2 - средний, 3 - низкий. Таким образом, мы получаем по 4 показателя и 1 общий балл. Первое задание включает в себя ответы испытуемого на вопросы, направленные на определение желания ребёнка учиться в школе и о его представлениях о школе (7-10 вопросов).

Второе задание: ребенку дается набор картинок игрового, бытового, учебного содержания. Ему предлагается выбрать самые интересные и пояснить свой выбор.

Третье задание включает в себя определение познавательного отношения к окружающему миру. Познавательную активность детей устанавливаем при помощи прочтения двух коротеньких рассказов и вопросов к ним.

Четвёртое задание: ребенку предлагается новая игра (дидактическая). При этом об игре ничего не говорится и не даётся никаких заданий. Поведение ребенка анализируется и определяется уровень мотивационной готовности.

Методика исследования уровня сформированности "внутренней позиции школьника". "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)

Сформированность внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему "в тягость". Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная. Данная методика имеет тестовый материал из пяти вопросов с вариантами ответов. Далее варианты ответов анализируются в соответствие с суммарным баллом. И, в зависимости от полученного балла, определяется уровень сформированности внутренней позиции школьника: высокий - 1-й уровень, средний - 2-й уровень и 3-й - низкий уровень.

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общени ...

Педагогическая запущенность
Обращаясь к изданному в 1926 году труду под редакцией отечественного ученого, педагога и общественного деятеля Кащенко В.П. «Проблемы изучения и воспитания ребенка» можно заметить, что в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях ...

Чувство сцены
Перефразируя шекспировское высказывание, можно сказать, что школа (семья) – театр, где все: учителя, родители, дети – актеры. Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Учительская стезя – не исключение. Условия преподавател ...