Заключение

Исследуя вопрос воспитания в полных и неполных семьях как теоретически, так и практически, можно сделать вывод, что любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной, в зависимости от взаимоотношений в семье. При этом важную роль играет не только состав семьи. Семья может быть неполной, но у матери с отцом отношения взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти благоприятных условиях. Это вариант "приходящего" отца. Существует и другой вариант – отношения с отцом не поддерживаются и не приветствуются – здесь ситуация целиком зависит от матери, от ее установок на воспитание – если они отрицательные, то и у ребенка (девочки) будет формироваться подобное отношение к мужскому полу, у мальчика – заниженная самооценка и, как следствие, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Третий вариант – новый папа. Если мать сможет создать положительные отношения в семье, внушить уважение "нового" папы и дать им понять, что он – новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут хорошими.

Однако полная семья не есть залог успешного воспитания детей. В полной семье, несмотря на присутствие обоих родителей, может наблюдаться авторитарность матери, в такой ситуации даже отец полностью подавлен и нейтрализован, в такой семье мать выполняет роль обоих родителей. Или семья полная, а дети чувствуют себя в ней дискомфортно, или ощущают отвержение. Или взаимоотношения родителей строятся на "привычке" совместного проживания или на накопленных обидах, тогда каждый из них будет пытаться "перетащить" ребенка на свою сторону, негативно отзываясь о другом (чаще всего так поступает мать). Или же в полной семье неверные межполовые установки в воспитании, которые тоже дают свои результат в дальнейшем.

Таким образом можно сказать, что успех воспитания и отношение детей к родителям зависит не столько от полноты семьи, сколько от взаимоотношений в ней. Мать должна выполнять свои, материнские, функции в семье – быть примером для девочки и другом для мальчика, создавать уют и комфорт для всех членов семьи, оказывать своевременную помощь и поддержку, при этом не навязываясь и не опекая ребенка чрезмерно. Отцовские обязанности заключаются в обеспечении семьи материальными благами, помня и о своем взносе в личность ребенка. Для детей отец – это прежде всего образец мужчины, мальчик стремится быть похожим на него, а девочка на подсознательном уровне ищет себе подобного в будущем. Отец должен уметь и хотеть делиться с детьми опытом и знаниями, принимать самое активное участие в воспитании. Именно на примере родителей у детей закладывается образ межполовых и полоролевых взаимоотношений. И, чтобы этот образ был положительным, родители должны уметь слушать и слышать друг друга, понимать и помогать, любить и заботиться – одним словом, всячески показывать детям, "что такое хорошо, и что такое плохо".

В экспериментальном исследовании также выявилась прямая зависимость отношения ребенка к родителям от стиля его воспитания: оно определяется отношением родителя к нему. Данные диагностические методики были проведены с целью выявления у детей проблем в развитии самооценки у младших школьников, которая показала, что:

1. для детей из неполных семей характерны низкая самооценка, высокая степень импульсивности, закрытость, ощущение свей семьи недостаточной, ущербной, в некоторой степени проявляется агрессия по отношению к окружающим;

2. для детей из полных семей характерны более высокая самооценка, любознательность, стремление к общению, лидерству;

3. в неполных семьях родители проявляют сверхавторитет, подавляют сексуальность и стремятся ускорить развитие своего ребенка;

4. в полных семьях родители проявляют большую уверенность, стабильность в воспитании детей, полагаясь не только на себя, но и на супруга.

Данные результаты были доказаны с помощью ранговой корреляции Спирмена. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию детей в неполной семье, а это значит, что существует взаимосвязь между стилем воспитания в полных и неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка, это подтверждает нашу гипотезу.

Прочие материалы:

Простые вопросы, или «о пользе забывания»
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, называются ПРОСТЫМИ. Многие учителя используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители. Если ребенок не отве ...

Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека.
Новая область психологии - психогенетика интенсивно изучает этот вопрос. Ею уже получены существенные данные о роли генетических и средовых факторах в развитии интеллекта человека, некоторых заболеваниях (например, алкоголизм, аутизм), ве ...

Развитие представлений о девиантном поведении
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.[2;23;30] Изучен ...