Внимание у детей с интеллектуальной недостаточностью

Психология развития » Внимание у детей с интеллектуальной недостаточностью

Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.

Дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. А так как при умственной отсталости все процессы внимания нарушены и отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности в целом, вот поэтому данная проблема является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики.

В отечественной психологии имеется ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью - Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, И.Л. Баскакова, Б.И. Айзенберг, С.В. Лиепинь, Н.С. Осипова, Г.М. Понорядова, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, С.А.Сагдулаев, Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец. Исследования этих специалистов показывают, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но в, то, же время выявлены возможности коррекции недостатков внимания.

Внимание имеет огромное значение в развитии и воспитании ребенка.

При интеллектуальной недостаточности ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом, не задетым патологическим отклонением в развитии психики, что приводит к тому, что учащиеся интеллектуальной недостаточности не в состоянии усваивать новые знания и навыки наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Интеллектуальная недостаточность затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. Эти дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой, низкая устойчивость трудности при распределении внимания, малый объем.

Прочие материалы:

Психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования
Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений в группе дошкольников и на развитие эмоциональных связей с семьей. Цели и задачи эмоционально-нравственного развития дошкольника, развитие его отношений со сверстниками могут быт ...

Представление
Наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и представления вообра ...

Кратковременный и длительный стресс
Рассматривая адаптационную энергию человека, как основной источник необходимых приспособительных реакций к условиям среды, Г.Селье предположил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требо ...