Восприятие

Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.

Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами, только когда сможем назвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Все ощущения входят в структуру более сложного познавательного процесса - восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом! Поэтому все свойства ощущений, о которых мы говорили, смело можно отнести и к восприятию.

Восприятие - всегда есть единство комплекса ощущений и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубина и полнота восприятия. Кроме этого, опыт позволяет быстрее воспринимать внешнюю информацию.

О делении на виды, характерные для восприятия, мы с вами говорили, определяя ведущий тип восприятия. А к перечисленным уже закономерностям, которые определяют соотношение между внешними воздействиями и возникшим психическим отражением, можно добавить характеристики, специфические для восприятия:

1. Активность, т.е. поиск воспринимаемых объектов.

2. Осмысленность, которая зависит от сочетания прошлого опыта и данного внешнего воздействия. По одному ощущению, знакомому нам, мы может воссоздать целостное восприятие предмета. Например, легкий запах духов подскажет нам о присутствие женщины, даже если другие раздражители еще ничего не зафиксировали.

3. Обобщенность, т.к. мы воспринимаем все признаки предмета или явления (как существенные так и несущественные).

4. Целостность восприятия. Любой предмет мы воспринимаем на каком-то фоне. Предмет можно выделить за счет динамики (движения), за счет использования контрастов, подчеркиванием значимости предмета или необычной формой его предъявления.

5. Избирательность, т.к. восприятие зависит от установок, интересов и потребностей личности. Если вы не хотите чего-то видеть, то вы действительно можете этого долго не замечать, в силу своих внутренних установок.

6. И, наконец, перцепция - направленность восприятия напрямую зависит от опыта человека и богатства его знаний. К примеру, вы знаете, что какой-то предмет всегда лежит на одном и том же месте и в течении долгого времени можете не замечать, что его там уже нет.

Прочие материалы:

Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Что же это за черты творческой деятельности? 1) творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. ...

Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Понятие темперамент возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа ...

Рассмотрение понятия школьной дезадаптации. Виды, факторы, классификации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адапта ...