Психологическая структура деятельности. Общая характеристика деятельности.

Психология развития » Вопросы психологии » Психологическая структура деятельности. Общая характеристика деятельности.

Страница 2

Различают три вида внимания:

непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональ­ный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вы­зывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее зна­чение для возникновения непроизвольного внимания имеют интел­лектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время при­ковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то проис­ходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного не­произвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова ак­тивное или волевое. Все три термина подчеркивают активную пози­цию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произволь­ное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредото­чиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое под держивает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед со­бой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточен­ности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое пережи­вается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объек­те деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосре­доточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчает­ся, если в познание включено практическое действие. Например, лег­че удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение со­провождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредото­читься. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении рабо­ты, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно со­средоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причи­нами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы, значительно ослабляет произвольное внимание человека. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распреде­ляемое™, устойчивость, колебание, переключаемое.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Возникновение и значение навыков
Деятельность - совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Всякая деятельность состоит из простых и сложных действий. Действие - относительно законченная часть деятельности, решающая промеж ...

Типы семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образо ...

Развитие мышления в персоногенезе
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который о ...