Социально-психологический климат летного экипажа.

Страница 2

Единство содержания отношений и социально-психологических форм межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений летчиков (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия и др.), а также в виде качеств личности общения летчиков в коллективе (общительность, замкнутость, застенчивость, скрытность, самостоятельность, ответственность, честность и др.). Взаимоотношения являются непосредственными отношениями между летчиками, в которых все виды общественных отношений сливаются в социально-психологические формы общения.

Коммуникативные взаимоотношения отражают активность психологических взаимосвязей членов коллектива, характеризуя личностную опосредованность процессов общения. Коммуникативные взаимоотношения складываются благодаря таким качествам личности, как общительность, непосредственность, искренность, открытость, простата и др.

В процессе общения, происходит взаимопознание летчиков, которое порождает когнитивные взаимоотношения. Они характеризуются пониманием или непониманием летчиков друг друга в процессах труда и общения. Здесь речь может идти о сочувствии, сопереживании, соучастии и других формах психологического взаимопознания [14].

Познание летчика летчиком всегда эмоционально окрашено. Эмоциональные взаимоотношения возникают в результате синтеза эстетических норм и отношений, существующих в обществе, с формами психологического воздействия друг на друга. На социально-психологическом уровне эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность членов коллектива. В структуре этих отношений выделяются физическая, психологическая и деловая привлекательность. Здесь проявляются чувства любви или ненависти, симпатии, безразличия, антипатии и др., которые связаны с характеристикой настроения как общего эмоционального фона деятельности коллектива. Положительный эмоциональный фон способствует волевому настрою коллектива.

Волевые взаимоотношения есть синтез общественно-политических и правовых отношений с психологическими взаимовлияниями. В них отражаются возможности волеизъявления личности в коллективе. Они характеризуются мерой автономности (или зависимости) индивидуальных действий, поступков и поведения личности. Волевые взаимоотношения формируются на основе таких качеств личности, как власть, самостоятельность, настойчивость и др. На их фоне проявляются другие качества – нерешительность, неуверенность.

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

1. Общественно-политическая ситуация в стране – ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству.

2. Экономическая ситуация в обществе – баланс между уровнями технического и социального развития.

3. Уровень жизни – баланс между заработной платой и уровнем цен.

4. Организация жизни – система бытового и медицинского обслуживания.

Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

1. Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов в военной части.

2. Субъективные (социально-психологические факторы):

а) формальная структура – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, официальные роли и статусы членов коллектива;

б) неформальная структура – наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена коллектива, их психологическая совместимость.

У каждого летчика есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и коллектив. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ни что так не мешает, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект "социальной ингибиции" и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей.

Благоприятный климат каждым летчиком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, командирами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение летчика, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одной из ведущих деятельностей. В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психологии она, социальна по содержанию, ...

Развитие потребностей и мотивация потребителя в условиях рынка
Сегодня часто говорят об активности человека как потребителя. Но эта активность состоит не только в выборе товаров по вкусу. Потребитель нередко использует приобретаемые товары для того, чтобы создать хорошее впечатление о себе, получить ...

Констатирующий этап эксперимента
В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1). Таблица 1 Список детей Контрольная группа Эксперимен ...