Механизм манипулятивного воздействия в СМИ

Психология развития » Влияние СМИ на ценностные ориентации личности » Механизм манипулятивного воздействия в СМИ

Проблема психологического воздействия СМИ - одна из наиболее актуальных и интригующих на сегодняшний день. Безусловно, вопрос о возможностях и силе влияния СМИ остается открытым, сами возможности воздействия различны, и особенности восприятия индивидуальны. Как бы там ни было, но тот факт, что СМИ в той или иной мере все-таки способны влиять на психику человека - бесспорен.

Сегодня масс-медиа - это не только "магическое окно", через которое мы смотрим на мир, но и "дверь", через которую идеи проникают в наше сознание (Харрис, 2003).

И действительно в современном обществе масс-медиа выполняют не только развлекательную и просветительскую функции, но и в значительной степени способствуют формированию представления о картине мира, оказывая влияние на восприятие действительности, на культурные и социальные ценности человека, его установи и модели поведения.

Особо остро эта проблема стоит по отношению к молодежной аудитории, чье мировоззрение и жизненная позиция еще не устоялись, следовательно, воздействие на такую аудиторию является наиболее продуктивным.

Масс-медиа оказывают все большее влияние на развитие личности подростков, пропагандируя им цели ценности жизни, образцы поведения (Немов, 1995, с.371). Особое место, как уже отмечалось, среди СМИ занимает телевидение. "Массовым средством воздействия на личность стало сейчас телевиденье, и ему в ближайшее время каких-либо серьезных конкурентов не предвидеться".

В своем исследовании мы остановимся на проблеме возможности манипулятивного воздействия реалити-шоу. Так как на наш взгляд такие телепередачи обладают значительными возможностями манипулятивного воздействия. Структуру анализа процесса воздействия и восприятия можно представить следующим образом: Субъект воздействия - объект - средства, способы и приемы - последствия. Субъектом воздействия в исследовании является столь популярный жанр телепередач - реалити-шоу, объектом молодежь в возрасте от 15 до 17 лет (87% учащихся старших классов в возрасте от 15 до 17 лет являются зрителями подобного шоу). Манипулятивное воздействие направленно на то, чтобы вызвать нужные реакции, поступки и поведение.

Оно может осуществляться путем: воздействия на рациональную сферу и на эмоциональную. Это происходит по средствам навязывания мифов, стереотипов и образов. Следующее на что следует обратить внимание - это приемы, повышающие эффективность манипулятивного воздействия:

"приклеивание ярлыков", "сияющее обобщение", "перенос" (трансферт), "свидетельство" - (ссылка не авторитеты), "игра в простонародность" "перетасовка фактов", "общая платформа".

Эффективность воздействия позволяют повысить:

частота трансляции,

амплитуда между повторами аналогичных по структуре и содержанию передач;

релевантность события по отношению к культуре и осведомленности целевой аудитории;

сохранение актуальности.

Итак, все перечисленные способы, средства и приемы в совокупности различной степени способны оказывать манипулятивное влияние, которое приводит к различным последствиям: кратковременным и длительным. Типология последствий может быть представлена следующим образом: подражание, ориентировка, установка.

В реалити-шоу очень четко прослеживается описанный механизм манипулятивного воздействия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что "реальные" шоу способны оказывать социально-деструктивное воздействие на личность подростка. В связи, с чем становится актуальной проблема информационно-психологической безопасности личности.

Прочие материалы:

Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе
Социометрические методы - в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы ...

Личностные характеристики «проблемных» детей
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителя, вос ...

Результаты констатирующего исследования
В ходе констатирующего исследования были получены количественные и качественные результаты. Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) представлены в протоколе № 1. Протокол № 1 № ФИО Общая ...