Управленческие действия по отношению к конфликту могут повлечь за собой как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Причем, те и другие влияют на характер будущих конфликтов, обостряя или сглаживая их.
Функциональные последствия конфликта. Исследователи выделяют следующие функциональные последствия конфликта:
Решение той или иной проблемы приемлемым для всех сторон способом, в результате чего участники конфликта будут ощущать, свою причастность к ее решению, а враждебность и несправедливость при осуществлении решений - будут сведены к минимуму или устранены;
Склонность сторон в большей степени к сотрудничеству, нежели к антагонизму;
Уменьшение возможности группового мышления и покорности, боязни подчиненных высказывать свои идеи, которые могут не совпадать с идеями руководителей;
Обсуждение дополнительных идей и диагностика сложившейся ситуации (например, при помощи деловых игр), что способствует более адекватному ее пониманию и оптимизации процесса принятия решений в процессе разработки новых альтернатив и критериев их оценки;
Анализ членами группы исполнения потенциальных проблем до претворения в жизнь какого-либо решения.
Дисфункциональные последствия конфликта.
К таким последствиям относятся:
неудовлетворенность, рост текучести кадров, снижение уровня производительности труда;
сворачивание взаимодействия и общения, снижение степени сотрудничества между оппонентами при решении общих задач;
усиление враждебности конфликтующих сторон по отношению друг к другу, представление о своих целях как о позитивных, а о целях оппонента - как негативных;
высокая степень преданности группе и межгрупповой конкуренции;
придание большего значения своей «победе» в конфликте, чем решению общей реальной проблемы.
Завершая первую главу, сделаем общие выводы.
По своей психологической сущности конфликт может быть рассмотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированностью системы «задача — личные возможности» и (или) «стремления — условия среды», вызывает психическую напряженность у человека. Выделяют трудные ситуации деятельности, бытийные, социального взаимодействия и внутриличностного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимодействия могут быть рассмотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации и конфликты.
Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение системы причин является результатом системно-генетического анализа конфликтов. Факторы и причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы:
1) объективные;
2) организационно-управленческие;
3) социально-психологические;
4) личностные.
Объективными факторами возникновения конфликтов в России выступают:
• естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
• слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения социальных противоречий;
• недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
• сам образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами;
• традиционные для нас стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий и др.
Основными организационно-управленческими причинами конфликтов являются: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.
К типичным социально-психологическим причинам конфликтов относятся:
• потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
• разбалансированное ролевое взаимодействие людей;
• выбор разных способов оценки результатов деятельности;
Прочие материалы:
Анализ влияния
телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние
Следующим этапом работы является анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье проблемных подростков. С этой целью проводилось повторное тестирование через месяц на выявление у подростков тревожности, агрессии ...
Семья
как фактор воспитания
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать реб ...
Психологические теории памяти
Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии
, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер). Представители данного ...
Навигация