Последствия конфликта

Страница 1

Управленческие действия по отношению к конфликту могут повлечь за собой как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Причем, те и другие влияют на характер будущих конфликтов, обостряя или сглаживая их.

Функциональные последствия конфликта. Исследователи выделяют следующие функциональные последствия конфликта:

Решение той или иной проблемы приемлемым для всех сторон способом, в результате чего участники конфликта будут ощущать, свою причастность к ее решению, а враждебность и несправедливость при осуществлении решений - будут сведены к минимуму или устранены;

Склонность сторон в большей степени к сотрудничеству, нежели к антагонизму;

Уменьшение возможности группового мышления и покорности, боязни подчиненных высказывать свои идеи, которые могут не совпадать с идеями руководителей;

Обсуждение дополнительных идей и диагностика сложившейся ситуации (например, при помощи деловых игр), что способствует более адекватному ее пониманию и оптимизации процесса принятия решений в процессе разработки новых альтернатив и критериев их оценки;

Анализ членами группы исполнения потенциальных проблем до претворения в жизнь какого-либо решения.

Дисфункциональные последствия конфликта.

К таким последствиям относятся:

неудовлетворенность, рост текучести кадров, снижение уровня производительности труда;

сворачивание взаимодействия и общения, снижение степени сотрудничества между оппонентами при решении общих задач;

усиление враждебности конфликтующих сторон по отношению друг к другу, представление о своих целях как о позитивных, а о целях оппонента - как негативных;

высокая степень преданности группе и межгрупповой конкуренции;

придание большего значения своей «победе» в конфликте, чем решению общей реальной проблемы.

Завершая первую главу, сделаем общие выводы.

По своей психологической сущности конфликт может быть рас­смотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированностью системы «задача — личные возможности» и (или) «стрем­ления — условия среды», вызывает психическую напряженность у че­ловека. Выделяют трудные ситуации деятельности, бытийные, социально­го взаимодействия и внутриличностного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимодействия могут быть рас­смотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации и конф­ликты.

Без знания причин возникновения и развития конфликтов труд­но рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение си­стемы причин является результатом системно-генетического анализа конфликтов. Факторы и причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы:

1) объективные;

2) организационно-управленческие;

3) социально-психологические;

4) личностные.

Объективными факторами возникновения конфликтов в России выступают:

• естественное столкновение интересов людей в процессе их жиз­недеятельности;

• слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения социальных противоречий;

• недостаток и несправедливое распределение значимых для нор­мальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

• сам образ жизни россиян, связанный с материальной неустроен­ностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами;

• традиционные для нас стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий и др.

Основными организационно-управленческими причинами конф­ликтов являются: структурно-организационные, функционально-орга­низационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленче­ские.

К типичным социально-психологическим причинам конфликтов относятся:

• потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

• разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

• выбор разных способов оценки результатов деятельности;

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Использование сказок в психокоррекционной работе
В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия. Так что же это такое? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Сказка – это «слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекател ...

Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста
Для преодоления кризиса у лиц среднего возраста можно использовать тренинг самопознания и личностного роста. Основные задачи тренинга: самопонимание; саморегуляция; понимание других людей в ситуации общения; коррекция неадекватных и ...

Физиология пубертата
Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ...