Последствия конфликта

Страница 1

Управленческие действия по отношению к конфликту могут повлечь за собой как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Причем, те и другие влияют на характер будущих конфликтов, обостряя или сглаживая их.

Функциональные последствия конфликта. Исследователи выделяют следующие функциональные последствия конфликта:

Решение той или иной проблемы приемлемым для всех сторон способом, в результате чего участники конфликта будут ощущать, свою причастность к ее решению, а враждебность и несправедливость при осуществлении решений - будут сведены к минимуму или устранены;

Склонность сторон в большей степени к сотрудничеству, нежели к антагонизму;

Уменьшение возможности группового мышления и покорности, боязни подчиненных высказывать свои идеи, которые могут не совпадать с идеями руководителей;

Обсуждение дополнительных идей и диагностика сложившейся ситуации (например, при помощи деловых игр), что способствует более адекватному ее пониманию и оптимизации процесса принятия решений в процессе разработки новых альтернатив и критериев их оценки;

Анализ членами группы исполнения потенциальных проблем до претворения в жизнь какого-либо решения.

Дисфункциональные последствия конфликта.

К таким последствиям относятся:

неудовлетворенность, рост текучести кадров, снижение уровня производительности труда;

сворачивание взаимодействия и общения, снижение степени сотрудничества между оппонентами при решении общих задач;

усиление враждебности конфликтующих сторон по отношению друг к другу, представление о своих целях как о позитивных, а о целях оппонента - как негативных;

высокая степень преданности группе и межгрупповой конкуренции;

придание большего значения своей «победе» в конфликте, чем решению общей реальной проблемы.

Завершая первую главу, сделаем общие выводы.

По своей психологической сущности конфликт может быть рас­смотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированностью системы «задача — личные возможности» и (или) «стрем­ления — условия среды», вызывает психическую напряженность у че­ловека. Выделяют трудные ситуации деятельности, бытийные, социально­го взаимодействия и внутриличностного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимодействия могут быть рас­смотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации и конф­ликты.

Без знания причин возникновения и развития конфликтов труд­но рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение си­стемы причин является результатом системно-генетического анализа конфликтов. Факторы и причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы:

1) объективные;

2) организационно-управленческие;

3) социально-психологические;

4) личностные.

Объективными факторами возникновения конфликтов в России выступают:

• естественное столкновение интересов людей в процессе их жиз­недеятельности;

• слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения социальных противоречий;

• недостаток и несправедливое распределение значимых для нор­мальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

• сам образ жизни россиян, связанный с материальной неустроен­ностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами;

• традиционные для нас стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий и др.

Основными организационно-управленческими причинами конф­ликтов являются: структурно-организационные, функционально-орга­низационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленче­ские.

К типичным социально-психологическим причинам конфликтов относятся:

• потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

• разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

• выбор разных способов оценки результатов деятельности;

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Определение, виды и функции внимания и деятельности
Интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлеченность и, наконец, переключение внимания. А) Сосредоточенность (или концентрация) внимания — это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно ...

Особенности развития личности младшего школьника
Ряд исследователей, таких как Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.В. Запорожец, М.В. Матюхина, Ж. Пиаже, Л.С. Славина, Д. Элкинд, Д.Б. Эльконин и др., занимающиеся изучением развития личности детей, рассматривают его как развитие мотивационной, э ...

Классификация стилей с точки зрения различных подходов.
Обилие классификаций стиля руководства в теории свидетельствует о сложности этого социального явления. Ученые применили три подхода к определению эффективного стиля лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуац ...