Применяя метод вариативного упражнения, дети использовали следующие его разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование применяемого двигательного действия (бег с изменением направления и т.д.);
- изменение исходных и конечных положений при выполнении двигательного действия (бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля, сидя и наоборот и т.д.);
- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения и т.д.);
- изменение силовых компонентов;
- приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом и т.д.);
- введение внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования (использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий и т.д.);
- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат;
- введение дополнительных ловишек, «домиков»;
- непосредственное видоизменение правил игры; и т.п.
При подборе игр следует учитывать следующие методические принципы:
· содержание должно быть доступным и опираться на реальные возможности конкретного контингента детей;
· игра должна иметь как минимум 1-2 общепринятых варианта;
· введение игр и их насыщенность разнообразными моторными действиями нацелено на постепенное усложнение или облегчение, исходя из овладения определенными двигательными умениями;
· игра проходит более эффективно при использовании разнообразного инвентаря.
Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям игр свойственны:
· образность;
· самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами;
· творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;
· исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;
· внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы, творчества;
· элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;
· столкновение противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.
При проведении таких творческих игр мы активно использовали методы похвалы и поощрения. В результате такой работы отмечается повышение активности детей на занятии и в свободной деятельности, возникновение положительной мотивации, чувства уверенности в развитии творческой индивидуальности.
На заключительном этапе эксперимента мы ввели детям контрольной и экспериментальной группы игру «Кошки-мышки» и предложили придумать варианты этой игры. Дети контрольной группы затруднялись в решении поставленной задачи и предложили всего 2 варианта данной игры. Наряду с этим дети экспериментальной группы, не испытывая
каких-либо затруднений, смогли предложить 6 вариаций данной игры. Причем, если дети контрольной группы нуждались в направлении, то дети экспериментальной группы не нуждались в данной помощи, так как у них на данном этапе творческие способности были уже более развиты, тренируемы.
Таким образом, такая работа с детьми ценна тем, что она создает условия для эмоционального благополучия, оказывая большое влияние на развитие психических качеств, особенно творческой индивидуальности.
Было замечено, что в играх детей значителен элемент подражания действиям друг друга. Стоит одному ребенку начать какое-либо действие, как сразу у него находится несколько «подражателей», которые начинают ему слепо подражать. Например, на начальном этапе эксперимента после усложнения игры «запрещенное движение», когда ведущими становились сами дети, они показывали движения исключительно те же, что и преподаватель до него. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. На заключительном этапе эксперимента – дети самостоятельно придумывали разнообразные движения различными частями тела, включали дополнительный материал (мячи, гимнастические палки, обручи).
Прочие материалы:
Проблема и метод исследования
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1]Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа в ...
Особенности гендера у мужчин в юности, зрелости, взрослости
Еще один водораздел - социально-возрастной. Многие как аскриптивные, так и реальные (поведенческие) свойства традиционной маскулинности, в частности, агрессивность и сексуальность, подразумевают в первую очередь подростков и молодых мужчи ...
Красный рыцарь
Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь т ...
Навигация