Управление в условиях смены формы собственности

Страница 1

В последние два десятилетия в России происходят многоплановые и противоречивые общественно-экономические трансформации. Руководство компаний постепенно приходит к осознанию необходимости внедрения инновационных подходов в сфере управления. В подобных условиях все чаще при оценке эффективности результатов организационных преобразований на первый план выходят факторы социально-психологической природы, среди которых ведущим является парадигма управления. Изучение именно этого феномена является основной целью пятилетнего эмпирического исследования, проведенного на нескольких машиностроительных предприятиях Нижегородской области с использованием комплекса методов организационной и психологической диагностики. Данные компании находятся на этапе смены формы собственности с государственной на частную. Подобного рода трансформации являются наиболее характерными для современной переходной экономики России.

Проведенный анализ показал, что изменение формы собственности влечет за собой значимые трансформации в парадигме управления. Они проявляются на трех уровнях – организационная культура (ОК), принятая модель организационного поведения (ОП), система методов корпоративного обучения (МО) (p≤0,01, p≤0,05, p≤0,05 соответственно) и носят характер закономерно протекающих процессов, которые сопровождают организационные нововведения.

Установлено, что при смене формы собственности на предприятиях с разной скоростью и успешностью деятельности наблюдается изменение типа парадигмы управления – с традиционной бюрократической на инновационную рыночную. При этом рыночный тип по сравнению с бюрократическим обладает несколькими преимуществами, которые имеют социально-психологическую природу и существенно влияют на стиль управления менеджмента. Выявлено, что в конкурентной среде жизнеспособная компания проявляет высокую динамичность, находится в постоянном развитии, гибко реагирует на средовые изменения; персоналу предоставляются широкие возможности самосовершенствования, повышения профессионализма; руководство и подчиненные стремятся достигать максимально высоких результатов в работе. Одновременно, подобные оргусловия влекут за собой ряд последствий. В компании поддерживаются и развиваются индивидуальные способности каждого работника, а не "коллективный потенциал"; персонал способен пренебрегать личными отношениями для достижения высокого результата, что является конфликтогенным фактором. Напряженный ритм деятельности предъявляет повышенные требования к уровню работоспособности, стрессоустойчивости сотрудников.

И, как следствие перехода организации на рыночную парадигму управления, возрастают требования к руководителям, в том числе к психологическим особенностям их личности. Известно, что в дореформенной России сложилась определенная модель личностных качеств управленца административно-бюрократического типа. Современные же реалии требуют иного психологического облика руководителя, сближающегося по значимым характеристикам с образом менеджера западных экономически развитых стран. Следовательно, в новых условиях для эффективного выполнения управленческой функции руководителю необходимо проявлять иные, подчас противоположные личностные качества.

1. Организационные изменения на предприятии в виде смены формы собственности приводят к существенным трансформациям парадигмы управления на трех уровнях: ОК, ОП и МО.

2. Эффективность менеджера зависит от личностных качеств, делающих его успешным в организации с конкретной парадигмой управления.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Диагностика уровня развития эстетических норм
Цель эмпирического исследования – выявить уровень нравственно–эстетического развития подростков. Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых бы ...

Как и у кого стресс разрушает здоровье
Мы часто слышим: «Он подорвал здоровье на работе, трудился с постоянными перегрузками!» Как же это происходит, каков истинный механизм «поломки» здоровья? С самого начала природа заложила во все живое, в том числе и в человека, реакцию ...

Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.
В современной психологии развития исторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концепции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития. В концепции Д. ...