Тренинг делится на три этапа. В ходе первого этапа военнослужащие подробно описывают боевую ситуацию.
После этого, на втором этапе, они мысленно повторяют фразы, характеризующие боевую ситуацию, и стараются как можно ярче представить себе те образы, о которых идет речь. Важно, чтобы военнослужащие старались воспроизвести не только визуальные образы ситуаций, но и слуховые, тактильные, вкусовые, дающие полную картину условий выполнения боевой задачи. Далее воины формируют образ своего поведения. Это способствует развитию чувства уверенности в себе, своих силах, требуемых для боя качеств характера. В этих целях военнослужащие могут идентифицировать себя с конкретными или вымышленными личностями, которые являются для них эталоном смелости, мужества и уверенности в себе. Заканчивается этот этап - целенаправленным, жестким самовнушением уверенности, самообладания в самых сложных ситуациях боевой деятельности.
На третьем этапе СОПТ боевая ситуация подвергается рациональному разбору. Он заключается в анализе ошибок, допущенных ее участниками, возможных вариантов развития событий, ощущений и переживаний, возникших в ходе боя. Разбор производится в виде дискуссии либо беседы с личным составом.
Целесообразно, чтобы на этапе подготовки к выполнению боевой задачи проводилось 6-8 СОПТ. Такое число способствует развитию первичных навыков самогипноза, что сокращает время на проведение тренировок и повышает их эффективность.
Эффективность СОПТ намного повышается, если она проводится в аутогипнотическом состоянии или состоянии аутогенного погружения.
Итак, рассмотренные приемы саморегуляции, направленные на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих воину осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния и преодолению боевых стресс-факторов, поддерживают положительные психические состояния военнослужащих в бою, повышают эффективность боевой деятельности и помогают сохранить психическое здоровье.
По своему содержанию и направленности приемы саморегуляции являются формами активного самовоздействия.
Перед началом занятия целесообразно провести краткий опрос военнослужащих о знании ими Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ. Затем обосновать актуальность темы, подчеркнув особую значимость влияния саморегуляции на психические состояния воинов в бою.
Необходимо разъяснить военнослужащим суть понятий «психические состояния», «психическая саморегуляция».
Целесообразно подчеркнуть, что применение различных приемов саморегуляции способствует формированию положительных психических состояний военнослужащих, что повышает эффективность боевой деятельности.
Прочие материалы:
Определение интересов и их характеристика
Существует несколько подходов в определении понятия «интерес». Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирования познавательной деятельности содержание интереса может все более ...
Виды и функции воображения; этапы его развития
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6]
, в которых выяснялись особенности ...
Теория социального научения
В отличие от прочих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения в данном случае р ...
Навигация