Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Психология развития » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Страница 3

Боевая обстановка требует от воина быть осторожным в своих действиях, что очень часто вызывает закрепощенность процесса его мышления, притупленность восприятия реальной опасности. Так, определенная часть воинов, испытывающая отрицательные психические состояния в боевой обстановке, старается быть поближе к своим товарищам, коллективу. В бою такие военнослужащие не проявляют инициативы, хотя и исполнительны, трудолюбивы. Но производительность (результативность) их не высока, так как их мысли постоянно сосредоточены на том, как избежать гибели.

В ходе выполнения необходимых работ по подготовке к оборонительному бою далеко не все военнослужащие ведут себя одинаково. Одни - собраны, отличаются точностью действий. Другие - суетливы, эмоциональны, быстро устают и т.д. Определенный процент военнослужащих испытывает состояние обреченности из-за долгого времени нахождения в условиях постоянной опасности, ожидания возможного применения противником неизвестного оружия, например, мин, различных «военных сюрпризов», использования электронно-компьютерных технологий. Это накладывает дополнительный психологический отпечаток на психическое состояние[11].

К числу военнослужащих, испытывающих отрицательные психические состояния, в большей степени относятся воины, входящие в группы риска, - часто обращающиеся с жалобами невротического характера, эмоционально возбудимые, склонные к употреблению алкогольных и наркотических веществ.

Отрицательными психическими состояниями могут быть уныние, беспокойство, страх, ощущение упадка. При этом военнослужащий очень быстро устает физически, у него наступает нервно-физиологическое истощение, наблюдается повышенная нервозность, ослабевают психические процессы, особенно внимание и память[12].

Большую склонность к отрицательным психическим состояниям имеют военнослужащие с повышенной внушаемостью. Они более подвержены влиянию отрицательных реакций в опасной ситуации. Причем внушаемость находится в прямой зависимости от психического состояния и наоборот.

Кроме того, особую опасность в боевой обстановке могут вызвать так называемые психогенные отравляющие вещества, которые способны вывести военнослужащего из строя на длительное время. Этот тип отравляющих веществ поражает центральную нервную систему и вызывает психические расстройства, напоминающие разного рода галлюцинации. Внешне военнослужащие, подвергшиеся их воздействию, проявляют активность в поведении, находятся в состоянии подъема, а на самом деле практически теряют ориентацию во времени и в обстановке[13].

В ходе анализа документов и процесса боевой подготовки было выявлено, что на занятиях по специальной подготовке военнослужащие, например, мотострелковых подразделений испытывают различные уровни психических состояний по их видам, содержанию и направленности. При этом преобладающими состояниями выступают состояния подъема, упадка, агрессивности, готовности, неуверенности, пассивности, боязни, ригидности, фрустрации, страха.

В ходе проведенных экспериментов было выявлено, что в результате испытываемого отрицательного психического состояния типа «состояния упадка» результативность работы воина снижалась в среднем до 20%, а иногда и более. И наоборот, у того, кто находился в состоянии активности или подъема, работоспособность повышалась до 32%.

Если, к примеру, в условиях повседневной деятельности подобные состояния испытывают в среднем 7-9% личного состава мотострелковых подразделений, то только из-за отрицательного психического состояния самого руководителя занятия динамика отрицательных психических состояний у подчиненных возрастает до 36%. Такие военнослужащие оказывают и на своих сослуживцев негативное воздействие (см. таблицу 1).

Таблица 1

Негативные состояния военнослужащих

№ п.п.

Перечень психических состояний, наблюдаемых у воинов в ходе боевой учебы

Процент выраженных психических состояний, проявляющихся у воинов:

до выполнения поставленных задач

после выполнения поставленных задач

1.

Раздражительность

7,1

5,3

2.

Безразличие

4,1

8,5

3.

Тревога

3,2

1,3

4.

Боязнь

1,6

0,7

1

Усталость

1,4

7,5

6.

Страх

6,9

-

7.

Рассеянность

8,4

5,2

8.

Разбитость

6,6

9,4

9.

Сонливость

4,2

8,1

10.

Тяжесть в голове

3,0

6,1

11.

Неуверенность в собственных силах

12,6

2,3

12.

Напряженность

41,5

12,8

13.

Собранность

34,6

23,7

14.

подъем

41,3

18,9

15.

Боевая активность

57,8

31,3

16.

Ригидность

9,0

9,0

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуля ...

Эриксоновский гипноз
Предложен Милтоном Эриксоном в1923 году. Наведение трансов, по мнению автора метода, не является само целью. Транс является состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Тер ...

Виды и функции воображения; этапы его развития
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6] , в которых выяснялись особенности ...