Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Психология развития » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Положительные и отрицательные психические состояния военнослужащих

Страница 3

Боевая обстановка требует от воина быть осторожным в своих действиях, что очень часто вызывает закрепощенность процесса его мышления, притупленность восприятия реальной опасности. Так, определенная часть воинов, испытывающая отрицательные психические состояния в боевой обстановке, старается быть поближе к своим товарищам, коллективу. В бою такие военнослужащие не проявляют инициативы, хотя и исполнительны, трудолюбивы. Но производительность (результативность) их не высока, так как их мысли постоянно сосредоточены на том, как избежать гибели.

В ходе выполнения необходимых работ по подготовке к оборонительному бою далеко не все военнослужащие ведут себя одинаково. Одни - собраны, отличаются точностью действий. Другие - суетливы, эмоциональны, быстро устают и т.д. Определенный процент военнослужащих испытывает состояние обреченности из-за долгого времени нахождения в условиях постоянной опасности, ожидания возможного применения противником неизвестного оружия, например, мин, различных «военных сюрпризов», использования электронно-компьютерных технологий. Это накладывает дополнительный психологический отпечаток на психическое состояние[11].

К числу военнослужащих, испытывающих отрицательные психические состояния, в большей степени относятся воины, входящие в группы риска, - часто обращающиеся с жалобами невротического характера, эмоционально возбудимые, склонные к употреблению алкогольных и наркотических веществ.

Отрицательными психическими состояниями могут быть уныние, беспокойство, страх, ощущение упадка. При этом военнослужащий очень быстро устает физически, у него наступает нервно-физиологическое истощение, наблюдается повышенная нервозность, ослабевают психические процессы, особенно внимание и память[12].

Большую склонность к отрицательным психическим состояниям имеют военнослужащие с повышенной внушаемостью. Они более подвержены влиянию отрицательных реакций в опасной ситуации. Причем внушаемость находится в прямой зависимости от психического состояния и наоборот.

Кроме того, особую опасность в боевой обстановке могут вызвать так называемые психогенные отравляющие вещества, которые способны вывести военнослужащего из строя на длительное время. Этот тип отравляющих веществ поражает центральную нервную систему и вызывает психические расстройства, напоминающие разного рода галлюцинации. Внешне военнослужащие, подвергшиеся их воздействию, проявляют активность в поведении, находятся в состоянии подъема, а на самом деле практически теряют ориентацию во времени и в обстановке[13].

В ходе анализа документов и процесса боевой подготовки было выявлено, что на занятиях по специальной подготовке военнослужащие, например, мотострелковых подразделений испытывают различные уровни психических состояний по их видам, содержанию и направленности. При этом преобладающими состояниями выступают состояния подъема, упадка, агрессивности, готовности, неуверенности, пассивности, боязни, ригидности, фрустрации, страха.

В ходе проведенных экспериментов было выявлено, что в результате испытываемого отрицательного психического состояния типа «состояния упадка» результативность работы воина снижалась в среднем до 20%, а иногда и более. И наоборот, у того, кто находился в состоянии активности или подъема, работоспособность повышалась до 32%.

Если, к примеру, в условиях повседневной деятельности подобные состояния испытывают в среднем 7-9% личного состава мотострелковых подразделений, то только из-за отрицательного психического состояния самого руководителя занятия динамика отрицательных психических состояний у подчиненных возрастает до 36%. Такие военнослужащие оказывают и на своих сослуживцев негативное воздействие (см. таблицу 1).

Таблица 1

Негативные состояния военнослужащих

№ п.п.

Перечень психических состояний, наблюдаемых у воинов в ходе боевой учебы

Процент выраженных психических состояний, проявляющихся у воинов:

до выполнения поставленных задач

после выполнения поставленных задач

1.

Раздражительность

7,1

5,3

2.

Безразличие

4,1

8,5

3.

Тревога

3,2

1,3

4.

Боязнь

1,6

0,7

1

Усталость

1,4

7,5

6.

Страх

6,9

-

7.

Рассеянность

8,4

5,2

8.

Разбитость

6,6

9,4

9.

Сонливость

4,2

8,1

10.

Тяжесть в голове

3,0

6,1

11.

Неуверенность в собственных силах

12,6

2,3

12.

Напряженность

41,5

12,8

13.

Собранность

34,6

23,7

14.

подъем

41,3

18,9

15.

Боевая активность

57,8

31,3

16.

Ригидность

9,0

9,0

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Анализ и обработка результатов исследования
Обработка результатов исследования самооценки личности и уровня притязаний учащихся представлена в таблицах 2 и 3 соответственно. Также ниже будет приведена обработка успеваемости учащихся за седьмой класс и за первые две четверти восьмо ...

Возникновение практической деятельности и наглядно-действенного мышления
Целью данной работы является изучение процесса зарождения логического мышления в ходе умственного развития ребенка, рассмотреть особенности формирующегося мышления древнейших людей. Основой развития психики индивида является смена ведущи ...

Общая характеристика активных методов обучения
Существует несколько определений активного обучения. Наиболее ясно и точно характеризуют его А.М.Смолкин и В. Н. Кругликов: Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятел ...