Морально-психологические состояния военнослужащих

Психология развития » Военная психология и ее значение в военной атмосфере » Морально-психологические состояния военнослужащих

Страница 2

Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, то есть то есть в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивацонно-потребностная сфера личности и ее базовая основа - система ценностей и уровень притязаний.

Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего, следует иметь в виду:

· какое значение имею происходящие события для их участников;

· в каком отношении он находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению);

· какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию.

Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности занимают мотивы. М.И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:

· широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.)

· коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т.д.);

· индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т.д. В.П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента – военно-профессиональный и морально-политический, предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-политических, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной присяге, воинских уставах, приказах, и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степень выраженности понимания, согласия, принятия этих требований[7].

При оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии:

1. Формулирование целей оценки МПС.

2. Определение предмета оценки.

3. Выбор показателей, характеризующих предмет.

4. Установление критериев оценки показателей.

5. Определение соответствующих методов оценки.

6. Формирование оценочного вывода.

Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи. Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации .

Страницы: 1 2 

Прочие материалы:

Психологические факторы совместимости.
Совместимость является одним из психологических аспектов социально-психологического исследования коллектива (экипажа). Эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью парт ...

Основные виды внимания
При изучении внимания необходимо различать два основных уровня или вида его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекто ...

Возникновение и значение навыков
Деятельность - совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности. Всякая деятельность состоит из простых и сложных действий. Действие - относительно законченная часть деятельности, решающая промеж ...