Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, то есть то есть в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивацонно-потребностная сфера личности и ее базовая основа - система ценностей и уровень притязаний.
Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего, следует иметь в виду:
· какое значение имею происходящие события для их участников;
· в каком отношении он находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению);
· какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию.
Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности занимают мотивы. М.И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:
· широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.)
· коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т.д.);
· индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т.д. В.П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента – военно-профессиональный и морально-политический, предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-политических, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной присяге, воинских уставах, приказах, и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степень выраженности понимания, согласия, принятия этих требований[7].
При оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии:
1. Формулирование целей оценки МПС.
2. Определение предмета оценки.
3. Выбор показателей, характеризующих предмет.
4. Установление критериев оценки показателей.
5. Определение соответствующих методов оценки.
6. Формирование оценочного вывода.
Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи. Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации .
Прочие материалы:
Рубинштейн. Понятие о воле
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего ...
Сущность и понятие способностей как проявление индивидуального в развитии
личности
Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.
В младшем школьном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, кот ...
Анализ социально-психологических особенностей стереотипов
Социальный стереотип - устойчивое, категоричное и крайне упрощённое представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространённое в данной социальной среде; усваивается индивидом в процессе социали ...
Навигация