История изучения

Внимание и деятельность » История изучения

Страница 2

Основными возбудителями произвольного внимания является осознанные потребности и обязанности, интересы человека, цели и средства деятельности. Что цели и более сложные условия и способы ее достижения, то меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольного внимания. Такая деятельность (а именно такой является учебная и трудовая деятельность) требует надлежащего ее поддержания и управления.

Послепроизвольное внимание, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, наступает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает некоторый интерес к ней, а то и захватывает ее исполнителя, и внимание набирает признаков мимовольного сосредоточения. Поэтому после произвольную внимание называют еще вторичной самопроизвольно вниманием. В ней напряжение воли ослабевает, а интенсивность внимания не уменьшается, оставаясь на уровне произвольного внимания. Хотя в после произвольном смысле мимовольность, сознательное сосредоточение на объекте деятельности и его отдельных этапах и уменьшивается, однако этот вид внимания, как и произвольное внимание, сознательно контролируемым. Благодаря тому, что интенсивность напряжения в после произвольном смысле уменьшается, а интерес к деятельности повышается, она становится продолжительнее и производительной. Поэтому в процессе деятельности - учебной, трудовой - важно средствами ее организации и методами труда способствовать переходу внимания от произвольного к послепроизвольной.

Способность концентрироваться на внутренней, психической деятельности имеет большое практическое значение. Такое сосредоточение связано со способностью представлять предметы и процесс действия, мысленно анализировать их. При этом важную роль играет внутреннее вещание. Самосознание невозможно без сосредоточения на внутренних, субъективных состояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности личности.

Таким образом, в любой деятельности - трудовой, учебной, спортивной - не рекомендуется одновременно загружать и внешнюю и внутреннюю внимание, например, загадывать ученикам решить мысленно задания или вспомнить формулу, даты, названия и одновременно демонстрировать средства иллюстрации, воспринимать написанное на доске, наблюдать географическую карту, следить за действием прибора. Это требует достаточно развитой способности распределять внимание между наружно и внутренне направленной деятельностью.

Естествоиспытатели и врачи, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. Средневековая схоластика во имя интересов религии предала эти идеи забвению, и только начиная с эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) они вновь получают свое развитие и обоснование.

Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными поражениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных часто наблюдаются резкие нарушения психической деятельности — страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. д. Тогда же, когда нормальная деятельность мозга восстанавливается, происходит и восстановление нормальной психической деятельности. Эти наблюдения со всей определенностью показывают, что психическая деятельность непосредственно связана с мозгом, что мозг есть орган мышления, а мысль — есть функция мозга, продукт его деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Период раннего и дошкольного детства
С момента рождения у ребенка начинают функционировать разнообразные механизмы психической деятельности, которые обеспечивают его взаимодействие со взрослыми и с окружающей средой и удовлетворение его жизненно важных потребностей. Младенч ...

Анализ и интерпретация результатов
Достоверность результатов проведённого исследования и сделанных на их основе выводов была достигнута нами с помощью использования метода системного и качественного анализа данных, метода корреляционного анализа, математико-статистических ...

Особенности умственного и творческого развития детей дошкольного возраста
Различия между детьми в умственной сфере выступают не только по уровню, величине интеллекта, но и по его своеобразию. У незаурядных детей обычно обнаруживается многосторонность развития, указывающая на внутренние условия для общего умств ...