Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности

Психология развития » Влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности » Индивидные свойства личности, влияющие на эффективность трудовой деятельности

Страница 2

Тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, от которого он зависит. Может несколько измениться в зависимости от условий жизни и воспитания.

Темперамент человека не предопределяет социально-нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различного темперамента могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью, и наоборот: люди одинакового темперамента могут быть очень различными по своей социально-нравственной ценности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет формального характера. Она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям в которых он находиться. Темпы моей деятельности будут, очевидно различными в том случае, когда направление ее вынуждено идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении и в том случае, когда я захвачена и увлечена содержанием моей работы и чувствую, что нахожусь в созвучной мне среде.

Даже динамика выразительных движений человека не обусловлена только врожденными органическими особенностями темперамента, тонусом органической жизнедеятельности. Она обусловлена всем образом жизни человека, в которую тонус органической жизнедеятельности включается как зависимый момент.

В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция динамических особенностей его поведения, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т.п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент, при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но в конечном счете особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно – антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех проявлениях темперамент опосредован, обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Темперамент – пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь. Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера. Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако не предопределяют их. Темперамент надо строго отличать от характера, Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, - от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так на основе импульсивности как свойства темперамента, в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути, могут выработаться волевые различные качества характера, в одном случае на основе большой импульсивности у человека который не приучился контролировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта, в других случаях на основе той же импульсивности разовьются решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойства темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости, в другом – на основе той же впечатлительности могут развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость, в третьем – чувствительность в смысле сентиментальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуля ...

Игровая деятельность в Интернете
Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Соответственно и посвященные игре (в особенности детской) исследования весьма многочисленны. Упомянем класс ...

Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...