Вывод

Технические системы становятся взаимосвя­занными только благодаря наличию такого основного звена, как человек.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается

из его личностных особенностей, уровня подготовлен­ности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Свойства человека ошибаться является функцией его психо­логического состояния.

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях взаимодействия в системе «человек—машина» можно классифи­цировать следующим образом:

1. Ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими.

2. Операторские ошибки: возникают при неправильном выпол­нении обслуживающим персоналом установленных процедур или в тех случаях, когда правильные процедуры вообще не предусмотрены.

3. Ошибки изготовления: имеют место на этапе производства вследствие (а) неудовлетворительного качества работы, например не­правильной сварки, (б) неправильного выбора материала, (в) изготов­ления изделия с отклонениями от конструкторской документации.

4. Ошибки технического обслуживания: возникают в процессе эксплуатации и обычно вызваны некачественным ремонтом оборудо­вания или неправильным монтажом вследствие недостаточной подго­товленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами.

5. Внесение ошибок: как правило, это ошибки, для которых трудно установить причину их возникновения, т.е. определить, возникли они по вине человека или же связаны с оборудованием.

6. Ошибки контроля: связаны с ошибочной приемкой как годного элемента или устройства, характеристики которого выходят за пределы 160 допусков, либо с ошибочной отбраковкой годного устройства или элемента с характеристиками в пределах допусков.

7. Ошибки обращения: возникают вследствие неудовлетворитель­ного хранения изделий или их транспортировки с отклонением от рекомендаций изготовителя.

8. Ошибки организации рабочего места: теснота рабочего поме­щения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.

9. Ошибки управления коллективом: недостаточное стимулиро­вание специалистов, их психологическая несовместимость, не позво­ляющие достигнуть оптимального качества работы.

Ошибки человека можно распределить по трем уровням и на каждом уровне возможно предусмотрение ошибок. Например, на уровне 1 можно предотвратить ошибки человека; на уровне 2 можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя не­правильное функционирование системы вследствие ошибок, внесен­ных по вине человека; на уровне 3 можно исключить повторное возникновение тех или иных ситуаций, приводящих к ошибкам чело­века.

Система «человек-машина» в своем развитии проходит три стадии: проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого фактора в каждой из этих стадий способствует максимальной эффективности и безотказности.

Прочие материалы:

Мышление при стрессе
Изменение психологических функций при стрессе у человека играет важную роль в динамике проявлений «общего адаптационного синдрома». Психологические проявления особенно выражены и значимы в структуре «эмоционального стресса». Одно из перв ...

Мотивационно-потребностная сфера личности
Потребность — это состояние объективной нужды человече­ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо­димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, ...

Исследование способности к дифференцированному восприятию
Для данного исследования мы использовали методику «Найди квадрат». Методика проводилась по двум группам испытуемых. Цель: исследование способности к дифференцированному восприятию. Задача: выявление способности к дифференцированному вос ...