Описание и обоснование выбора методик исследования

Страница 3

Итак, по показателям данной методики, несмотря на то, что разница в значениях по каждому возрастному периоду не велика, но заметна и показательна, мы видим, что идентификация мужчин себя с идеальным образом мужчины возрастает от одного возраста к другому. Идентификация же женщинами реальных мужчин и идеальных очень низкая, что говорит о том, что они фактически не видят общего между ними.

2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли

В процессе подготовки к исследованию был проведена экспертная оценка с целью определить феминные и маскулинные линии поведения, из которых позже, и был составлен список для данной методики ( см. Приложение№3).

При статистической обработке данных был проведен кластерный анализ множественности идентификаций по категориям («я сам», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами женщины»; а для женщин: «типичный мужчина», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами мужчины») на каждого респондента в отдельности. Данные показатели имеют существенные межгрупповые различия и значительные внутригрупповые сходства.

Кластерный анализ показал, что в юношеской возрастной группе категория «я сам» примыкает к категории «мой идеал мужчины», после чего к ним примыкает «мой отец в молодости». Категория «идеал мужчины глазами женщины» обособлена и располагается последней (в большинстве случаев 69,3% группы). В следующих возрастных периодах – взрослость, зрелость категория «я сам» одинаково примыкает категории «мой отец в молодости», а за ними идет «мой идеал мужчины». Категория «идеал мужчины глазами женщины» так же как и в предыдущей возрастной группе идет обособленно. В группе испытуемых женщин категория «типичный мужчина» примыкает к категории «мой отец в молодости» и третьей к ним примыкает «идеал мужчины глазами мужчины», категория «мой идеал мужчины» располагается с большим отрывом от всех остальных категорий.

По такому параметру, как линии поведения в юношеском возрасте преобладают феминное поведение, во взрослом и зрелом возрасте на первое место вышло маскулинное поведение. Этот результат в двух последних группах испытуемых можно посчитать как результат эффекта социальной желательности, который на наш взгляд так же присутствует и в юношеской группе испытуемых, но он ими же воспринимается по другому, на оборот (см. Приложение№2).

3.Опросник С.Бэм

После проведения данной методики было выявлено, что яркой степенью идентификации маскулинности обладают только некоторые представители зрелого возрастного этапа, в остальных группах испытуемых данный тип гендерной идентификации не представлен. Наиболее преобладающий тип идентичности во всех четырех группах респондентов это андрогинность.

Показатель маскулинности начинает возрастать с юношеского возраста и на 20% становиться больше в группе зрелых мужчин, в то время как фемининность в обратном порядке уменьшается и в последней возрастной группе у мужчин вообще отсутствует (см. Приложение №4).

4. Модификация ассоциативного эксперимента

Результаты данной методики показали, что среди всех групп респондентов превалируют негативные характеристики в отношении образа «реального мужчины». Как мужчины, так и женщины характеризовали реальных мужчин как пассивных, ленивых, агрессивных и лживых. Женщины дополнительно считали, что реальные мужчины обладают такими недостатками, как алкоголизм, наркомания, игромания и повышенная жестокость, которая всегда шла вместе с низкой самооценкой или с неудовлетворенностью самим собой. Мужчины же выделяли такие показатели, как эгоизм, не дальновидность, излишняя болтливость, при чем по некоторым определениям в зрелой возрастной группе можно сказать, что описывали они не, сколько себя, сколько молодых парней.

В определении образа «идеальный мужчина» во всех группах испытуемых были использованы такие характеристики как: мужество, надежность, ум, сила, защита, доброта. Для описания этого же образа женщины еще употребляли любовь, нежность, ласку, забота. Мужчины использовали более конкретные определения: работающий, думающий, образованный, заботящийся о семье, стабильный, содержащий семью. Женщины характеризовали идеального мужчину более положительно, нежели сами мужчины, так как у них часто встречались нейтральные характеристики: деньги, карьера, дом(см. Приложение №5).

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Методика "Беседа о школе"
Данная методика направлена на выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятия 6-7 летним ребенком возрастного статуса. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивац ...

Деятельность. Способы ее осуществления.
Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет из ...

Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Детям предлагалось: "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультиков, т.к. оно уже кем ...