Описание и обоснование выбора методик исследования

Страница 3

Итак, по показателям данной методики, несмотря на то, что разница в значениях по каждому возрастному периоду не велика, но заметна и показательна, мы видим, что идентификация мужчин себя с идеальным образом мужчины возрастает от одного возраста к другому. Идентификация же женщинами реальных мужчин и идеальных очень низкая, что говорит о том, что они фактически не видят общего между ними.

2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли

В процессе подготовки к исследованию был проведена экспертная оценка с целью определить феминные и маскулинные линии поведения, из которых позже, и был составлен список для данной методики ( см. Приложение№3).

При статистической обработке данных был проведен кластерный анализ множественности идентификаций по категориям («я сам», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами женщины»; а для женщин: «типичный мужчина», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами мужчины») на каждого респондента в отдельности. Данные показатели имеют существенные межгрупповые различия и значительные внутригрупповые сходства.

Кластерный анализ показал, что в юношеской возрастной группе категория «я сам» примыкает к категории «мой идеал мужчины», после чего к ним примыкает «мой отец в молодости». Категория «идеал мужчины глазами женщины» обособлена и располагается последней (в большинстве случаев 69,3% группы). В следующих возрастных периодах – взрослость, зрелость категория «я сам» одинаково примыкает категории «мой отец в молодости», а за ними идет «мой идеал мужчины». Категория «идеал мужчины глазами женщины» так же как и в предыдущей возрастной группе идет обособленно. В группе испытуемых женщин категория «типичный мужчина» примыкает к категории «мой отец в молодости» и третьей к ним примыкает «идеал мужчины глазами мужчины», категория «мой идеал мужчины» располагается с большим отрывом от всех остальных категорий.

По такому параметру, как линии поведения в юношеском возрасте преобладают феминное поведение, во взрослом и зрелом возрасте на первое место вышло маскулинное поведение. Этот результат в двух последних группах испытуемых можно посчитать как результат эффекта социальной желательности, который на наш взгляд так же присутствует и в юношеской группе испытуемых, но он ими же воспринимается по другому, на оборот (см. Приложение№2).

3.Опросник С.Бэм

После проведения данной методики было выявлено, что яркой степенью идентификации маскулинности обладают только некоторые представители зрелого возрастного этапа, в остальных группах испытуемых данный тип гендерной идентификации не представлен. Наиболее преобладающий тип идентичности во всех четырех группах респондентов это андрогинность.

Показатель маскулинности начинает возрастать с юношеского возраста и на 20% становиться больше в группе зрелых мужчин, в то время как фемининность в обратном порядке уменьшается и в последней возрастной группе у мужчин вообще отсутствует (см. Приложение №4).

4. Модификация ассоциативного эксперимента

Результаты данной методики показали, что среди всех групп респондентов превалируют негативные характеристики в отношении образа «реального мужчины». Как мужчины, так и женщины характеризовали реальных мужчин как пассивных, ленивых, агрессивных и лживых. Женщины дополнительно считали, что реальные мужчины обладают такими недостатками, как алкоголизм, наркомания, игромания и повышенная жестокость, которая всегда шла вместе с низкой самооценкой или с неудовлетворенностью самим собой. Мужчины же выделяли такие показатели, как эгоизм, не дальновидность, излишняя болтливость, при чем по некоторым определениям в зрелой возрастной группе можно сказать, что описывали они не, сколько себя, сколько молодых парней.

В определении образа «идеальный мужчина» во всех группах испытуемых были использованы такие характеристики как: мужество, надежность, ум, сила, защита, доброта. Для описания этого же образа женщины еще употребляли любовь, нежность, ласку, забота. Мужчины использовали более конкретные определения: работающий, думающий, образованный, заботящийся о семье, стабильный, содержащий семью. Женщины характеризовали идеального мужчину более положительно, нежели сами мужчины, так как у них часто встречались нейтральные характеристики: деньги, карьера, дом(см. Приложение №5).

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Интернет: воздействие на личность
Высокоактуальным является изучение психологических последствий применения информационных технологий. Специалистами по информатике последовательно ставится вопрос об ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за по ...

Формирование понятий на занятиях по английскому языку
В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми даже в естественной среде стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанном. Установ ...

Типы, стили воспитания и функции семей
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в т ...