Формирующий эксперимент

Страница 4

Попытаемся охарактеризовать основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии. В нашем случае методика (техника)- это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определенную психотерапевтическую задачу. Выделяют следующие типы методик:

Указания - это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий. При этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот.

Изучение семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом "выплывают" проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить.

Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:

1. коррекция представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений. В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться в правильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше представлялись им единственно возможными и очевидными;

2. обучение членов семьи методам дискуссии. Приведем некоторые правила ведения дискуссии: "цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину"; "дискуссия - не соревнование и не способ выявления того, кто цель дискуссии - не прийти к соглашению, а найти истину"; "прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой";

3. обучение членов семьи объективности. При этом не малую роль играет коррекция семейных взаимоотношений, препятствующих формированию адекватного представления членов семьи по тому или иному вопросу.

При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи к семейной дискуссии.

Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусство психотерапевта. Предложим основные приемы, используемые терапевтом для ведения этой процедуры:

- молчание;

- обучение с помощью опросов;

- (резюмирование);

- обобщение;

- наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т.д. Обусловленное обобщение. Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения — дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов -обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру с различными вопросами, а тот - предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся новые правила. Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочие материалы:

Гештальт-терапия
Гештальт-терапия — это метод психотерапии, который обеспечивает ходиетический подход к человеческому опыту путем подчеркивания ответственности пациента за свою жизнь и стимулирования сознавания существующих в настоящий момент психологичес ...

Уровни нравственного развития по Л. Колбергу
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций ...

Современные подходы к использованию игрушки для формирования личности ребёнка
Тема «Игра и игрушка» в последние годы вновь становится ключевой в отечественной науке и практике исследований современных проблем детства. Наращивающая с каждым годом темпы глобальная реформация российского общества не могла не отразить ...